1.
О концепции создания и развития
Аэронавигационной системы России
В
содержании представленной Концепции
раскрываются предпосылки создания
Аэронавигационной системы России, ее
состав и назначение, ожидаемые
результаты деятельности,
устанавливаются стратегия по
формированию показателей деятельности
и целевых индикаторов, сроки и этапы
реализации самой концепции, а также
стратегические направления развития
системы и механизмы ее финансового
обеспечения.
В
настоящее время в Российской Федерации
организацию воздушного движения и
аэронавигационное обслуживание
пользователей воздушного пространства
обеспечивает Единая система
организации воздушного движения
Российской Федерации (ЕС ОрВД).
ЕС
ОрВД является двухфрагментарной
системой, которая объединяет
гражданскую и военную подсистемы, при
этом в силу различия принципов систем
управления, правовых и экономических
основ функционирования указанных
подсистем ЕС ОрВД как единая система
имеет ряд недостатков.
В
Концепции модернизации и развития
Единой системы организации воздушного
движения Российской Федерации (Концепция
ЕС ОрВД), утвержденной постановлением
Правительства Российской Федерации от 22 февраля
2000 г. № 144, к числу недостатков
системы отнесены несовершенство:
административного
руководства ЕС ОрВД и ее оперативных
органов;
координации
деятельности оперативных военных и
гражданских органов системы;
организации
проведения единой технической политики;
материально-технического
обеспечения.
В
целях совершенствования системы
организации воздушного движения и
исключения ее системных недостатков
Указом Президента Российской Федерации
"О Федеральной аэронавигационной
службе" объединены гражданская и
военная подсистемы ЕС ОрВД и заложены
основы создания единой системы
авиационно-космического поиска и
спасания.
В
своей организационной основе ЕС ОрВД
становится однофрагментарной системой.
Назначение
и целевые задачи Аэронавигационной
системы России в целом соответствуют ЕС
ОрВД – это эффективное использование
воздушного пространства всеми его
пользователями в интересах развития
экономики и национальной безопасности
при обеспечении требуемого уровня
безопасности полетов.
Необходимость
разработки Концепции создания и
развития Аэронавигационной системы
России обусловлена этими
принципиальными изменениями в области
организации воздушного движения и
аэронавигационного обслуживания
пользователей воздушного пространства.
Концепция
ЕС ОрВД, устанавливая принципы
функционирования и развития системы
управления воздушным движением,
предусматривает необходимость перехода
от ЕС ОрВД к Аэронавигационной системе
России и устанавливает компоненты,
входящие в ее состав.
Предлагаемая
Концепция создания и развития
Аэронавигационной системы России
конкретизирует пути перехода от ЕС ОрВД
к Аэронавигационной системе России, а
также устанавливает требования и
механизмы координированного развития
всех компонентов Аэронавигационной
системы России, в том числе управления
воздушным движением, авиационно-космического
поиска и спасания, метеорологического
обеспечения, перспективных средств и
систем связи, навигации и наблюдения,
аэронавигационной информации, а также
бортовых систем, взаимодействующих с
системой организации воздушного
движения.
Концепция
создания и развития Аэронавигационной
системы России учитывает задачи
создания единого радиолокационного
поля страны в рамках Федеральной
системы разведки и контроля воздушного
пространства и обеспечения
информационной безопасности.
Кроме
того, в отличие от декларативной
Концепции ЕС ОрВД Концепцией создания и
развития Аэронавигационной системы
России предусматривается
представленный к одобрению План
мероприятий по ее реализации.
Мероприятия
Плана разбиты на 3 этапа:
1 этап
предусматривает мероприятия,
планируемые к проведению в период 2006–2008
гг., и обеспечивает завершение
формирования организационно-функциональной
структуры системы с едиными гражданско-военными
органами и реализации потенциальных
возможностей существующих технических
средств и технологий;
2 этап
предусматривает мероприятия,
планируемые к проведению в период 2008-2015
гг., и должен обеспечить, в основном,
переход к перспективным наземным,
бортовым и спутниковым средствам и
системам и дальнейшее повышение
эффективности функционирования системы
в условиях прогнозируемого роста объема
авиаперевозок в стране;
3 этап
предусматривает мероприятия,
планируемые к проведению в период 2015-2025
гг., и обеспечивает полный переход к
перспективным техническим средствам и
технологиям и интеграцию
Аэронавигационной системы России в
мировую аэронавигационную систему.
Основными
показателями решения Аэронавигационной
системой России задач, влияющих на
обеспечение безопасности полетов,
являются:
расширение
радиолокационного поля с 45% до 95%
контролируемого воздушного
пространства страны;
перекрытие
территории страны авиационными
поисково-спасательными силами и
средствами с 70% до 100%;
рост
безопасности полетов в воздушном
пространстве Российской Федерации,
выражаемый в снижении риска катастроф
воздушных судов, риск к 2015 году снизится
в 2,7 раза, а к 2025 – в 4,8 раза;
будет
обеспечена пропускная способность
воздушного пространства Российской
Федерации при росте интенсивности
воздушного движения, по сравнению с 2005
годом: к 2015 году – в 1,8 раза, а к 2025 году –
в 3,2 раза;
эксплуатационные
расходы пользователей воздушного
пространства Российской Федерации к 2015
году снизятся на 4,04 млрд. долларов США, а
к 2015 году – на 19,89 млрд. долларов США.
Кроме
того, экономический эффект за счет
снижения риска катастроф при
аэронавигационном обслуживании
составит к 2025 году около 1,4 млрд.
долларов США.
Концепция
создания и развития Аэронавигационной
системы России разработана на основе
действующего законодательства
Российской Федерации, с учетом "Основ
политики Российской Федерации в области
авиационной деятельности на период до
2010 года", "Положений военно-технической
политики Российской Федерации на период
до 2015 года и дальнейшую перспективу",
утвержденных Президентом Российской
Федерации 3 февраля 2001 г. и 11 марта 2003 г.,
соответственно.
В
рамках Концепции также учтены
требования Международной организации
гражданской авиации (ИКАО), определяющих
тенденции развития
мировой аэронавигационной системы на
период до 2025 года.
Реализация
Концепции создания и развития
Аэронавигационной системы России
позволит ликвидировать отставание в
развитии существующей ЕС ОрВД и выйти на
мировой уровень аэронавигационного
обслуживания, обеспечить достижение
государственных интересов и защиту
интересов пользователей воздушного
пространства Российской Федерации при
поддержании требуемого уровня
безопасности полетов.
|