О СЕРВЕРЕ

РЕГИСТРАЦИЯ


ЗАКОНОПРОЕКТЫ

ЗАСЕДАНИЯ СОВЕТА ГД

ОТЧЕТ О ЗАСЕДАНИИ СОВЕТА ГД

ПОВЕСТКА ДНЯ ПЛЕНАРНОГО
ЗАСЕДАНИЯ ГД


ОТЧЁТ О ПЛЕНАРНОМ ЗАСЕДАНИИ ГД

ЗАСЕДАНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ

ЗАСЕДАНИЯ СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ

ОТЧЁТ ЗАСЕДАНИЙ СФ

АНАЛИТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

ПАРЛАМЕНТСКИЕ СЛУШАНИЯ


РЕГЛАМЕНТ РАБОТЫ ГД

РЕГЛАМЕНТ РАБОТЫ СФ


ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА
http://www.duma.gov.ru

СОВЕТ ФЕДЕРАЦИИ
http://council.gov.ru

ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ
http://government.gov.ru/



// Главная /
ЗАСЕДАНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ


Заседания Правительства РФ -- (2006.07.13) Отчёт заседания Правительства РФ за 13 июля 2006 года

Дата
13.07.06
Ведёт

На заседании Правительства Российской Федерации 13 июля 2006 г. рассматриваются следующие вопросы.

1. Об итогах исполнения программ государственных внутренних и внешних заимствований Российской Федерации за 2005 год и о проектах программ государственных внутренних и внешних заимствований Российской Федерации на 2007 год

Итоги исполнения Программы государственных внутренних заимствований Российской Федерации за 2005 год

В 2005 году фактическое привлечение денежных средств за счет размещения государственных облигаций на рыночных условиях составило 167,19 млрд. руб.

Сальдо по государственным внутренним заимствованиям при погашении в объеме 69,05 млрд. руб. составило 98,14 млрд. руб. против 125,11млрд. руб., предусмотренных Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2005 год".

В 2005 году Минфин России размещение государственных краткосрочных бескупонных облигаций (ГКО) не проводил.

Кроме того, в соответствии со статьей 91 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2005 год" Минфин России по согласованию с Банком России в декабре 2005 года в целях повышения инвестиционной привлекательности государственных ценных бумаг, находящихся в портфеле Центрального банка Российской Федерации, провел безденежную операцию по переоформлению долговых обязательств, принадлежащих Банку России. При проведении указанной операции облигации Банка России общей номинальной стоимостью (в части государственных ценных бумаг) 36,742 млрд. руб. были переоформлены в государственные ценные бумаги общей номинальной стоимостью 33,477 млрд. руб., с частичным сокращением государственного внутреннего долга в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации на 3,265 млрд. руб.

Объем фактической эмиссии государственных ценных бумаг в 2005 году составил 202,611 млрд. руб.

В течение 2005 года деятельность Минфина России на рынке госдолга была направлена на увеличение объема в обращении наиболее ликвидных выпусков гособлигаций и размещении новых выпусков государственных ценных бумаг с целью создания рыночных ориентиров по средне- и долгосрочным инструментам (средний объем выпусков: 40-42 млрд. руб. по государственным облигациям с одной датой погашения и 55-62 млрд. руб. по государственным облигациям с амортизацией долга).

В 2005 году Минфин России приступил к проведению новой аукционной политики, предусматривающей размещение крупных выпусков государственных облигаций фиксированной длины (3, 5, 10 и 15 лет) в заранее установленные даты.

Суммарный объем размещения в 2005 году на аукционах государственных облигаций на первичном и вторичном рынке составил 164,1 млрд. руб.

Таким образом, в 2005 году Минфин России использовал аукционы как основной способ привлечения средств при размещении государственных ценных бумаг, минимизировав размещение государственных облигаций на вторичном рынке без проведения аукционов.

Увеличение валютных резервов и значительный объем рублевого предложения, законодательное требование по инвестированию средств накопительных систем в государственные ценные бумаги, повышение суверенных рейтингов России рейтинговыми агентствами - все эти факторы способствовали сохранению уровня доходности по государственным ценным бумагам ниже уровня текущей инфляции.

Доходность гособлигаций на вторичном рынке в первой половине 2005 года преимущественно повышалась. Устойчивый уровень доходности государственных ценных бумаг в 2005 г. был обусловлен действием ряда разнонаправленных факторов. Так, высокий уровень банковской ликвидности способствовал росту спроса на государственные облигации, в то время как умеренное снижение номинального курса рубля по отношению к доллару США оказывало на динамику спроса на гособлигации негативное влияние.

В течение 2005 года улучшились качественные и количественные характеристики рынка государственных ценных бумаг:

В Программе государственных внутренних заимствований Российской Федерации на 2005 год в разделе "Иные долговые обязательства" на погашение основной суммы задолженности были предусмотрены средства в сумме 35,2 млрд. руб., фактические выплаты составили 29,7 млрд. руб.

На финансирование расходов на выплату предварительной компенсации (компенсации) сбережений граждан в Сбербанке России и организациях государственного страхования, а также на выкуп имеющихся в наличии у владельцев-граждан Российской Федерации Государственных казначейских обязательств СССР и сертификатов Сберегательного банка СССР в 2005 г. было предусмотрено 30,0 млрд. руб. Фактические выплаты составили 26,2 млрд. руб., в том числе по вкладам в Сбербанке России - 25,2 млрд. руб., по взносам в организации государственного страхования - 0,9 млрд. руб., на выкуп Государственных казначейских обязательств СССР и сертификатов Сбербанка СССР - 0,1 млрд. руб.

Значительное увеличение объема компенсационных выплат в федеральном бюджете на 2005 год позволило выплатить компенсацию в размере остатка вклада (взноса) в Сбербанке России по состоянию на 20 июня 1991 г. и в учреждениях Росгосстраха на 1 января 1992 г. гражданам по 1938 год рождения, инвалидам I группы (в том числе наследникам, относящимся к указанным категориям граждан), родителям и опекунам детей-инвалидов и инвалидов с детства, а также по целевым вкладам (взносам) на детей и вкладам (взносам) на детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Участникам и инвалидам Великой Отечественной войны была выплачена повторная компенсация в размере остатка вкладов (взносов).

Кроме того, в 2005 году была выплачена предварительная компенсация в размере до 1 тыс. руб. с каждого вклада гражданам-вкладчикам по 1950 год рождения включительно и инвалидам II группы по 1960 год рождения включительно, а также родителям, сыновья которых проходили военную службу по призыву и погибли (умерли) в период прохождения службы в мирное время, включая наследников первой очереди, относящихся к указанным категориям граждан.

Практически полностью в 2005 году завершено погашение задолженности по векселям Минфина России.

Программа государственных внутренних заимствований Российской Федерации на 2006 год и результаты ее исполнения в январе-мае 2006 года

Программа государственных внутренних заимствований на 2006 год формировалась с учетом одобренной в апреле 2005 года Правительством Российской Федерации Долговой стратегии на 2006-2008 годы, предусматривающей снижение совокупного государственного долга Российской Федерации и замещение внешних источников финансирования внутренними заимствованиями, а также исходя из решения следующих задач: увеличения объемов размещения государственных ценных бумаг на внутреннем рынке; осуществления заимствований в 2006 - 2008 г.г. на сроки от 3-х до 30-ти лет.

В соответствии с Программой государственных внутренних заимствований на 2006 год, утвержденной Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2006 год", Минфин России планирует осуществить привлечение на внутреннем рынке за счет размещения государственных ценных бумаг в размере 238,20 млрд. руб. при погашении - 68,44 млрд. руб. Чистое привлечение по государственным ценным бумагам составит 169,76 млрд. руб.

Выполнение Программы государственных внутренних заимствований в 2006 году приведет к увеличению объема рыночной составляющей государственного внутреннего долга к 1 января 2007 года до 850 млрд. руб. против 721,57 млрд. руб. на начало 2006 года.

На долю средне- и долгосрочных заимствований в 2006 году на рынке государственного внутреннего долга будет приходиться около 96% от запланированного объема заимствований.

Минфин России продолжил в 2006 году проведение политики по размещению государственных облигаций в рамках зафиксированного календаря аукционов по размещению государственных ценных бумаг со сроками обращения 3, 5, 10, 15 и 30 лет. Выпущенные в обращение в 2005 году долгосрочные 10-ти и 15-ти летние облигации федеральных займов с амортизацией долга будут размещаться в течение 2006-2007 годов. Объем их выпуска будет доводиться до 80 - 100 млрд. руб. каждый. При этом процентные ставки по купонам "длинных" бумаг снижаются от 9,5% - 9,0% в текущем году до 6,5 - 6,0% в будущие периоды.

Принимая во внимание значительный объем пенсионных накоплений, которые будут инвестироваться в государственные ценные бумаги в ближайшие годы, вложение этих средств только в обращающиеся государственные ценные бумаги негативным образом скажется на рынке ГКО-ОФЗ из-за концентрации государственных ценных бумаг у "пассивных" инвесторов и снижения ликвидности рынка. Стремясь минимизировать это негативное воздействие на рынок, в 2006 году Минфин России создает новый сегмент рынка государственных ценных бумаг, ориентированный на "пассивных" инвесторов. Эту задачу Минфин России решает путем выпуска государственных сберегательных облигаций (ГСО) в объеме до 65 млрд. руб.

В целом политика Минфина России в части объемов, процентных ставок и сроков обращения государственных сберегательных облигаций будет строиться в 2006 году исходя из следующего:

- значительная часть предлагаемых в течение 2006 года ГСО будет размещаться с целью инвестирования в них пенсионных накоплений, находящихся у Пенсионного фонда Российской Федерации и государственной управляющей компании (Внешэкономбанка). Учитывая, что Пенсионный фонд РФ инвестирует указанные средства на 0,9 - 1,5 года с последующей передачей этих средств управляющим компаниям, предлагаемые ему государственные сберегательные облигации будут иметь аналогичный срок обращения и размещаться по ставкам, сформированным на рынке ГКО-ОФЗ. Объем ГСО, который может быть предложен Пенсионному фонду в 2006 году, оценивается Минфином России в размере до 10 млрд. руб.;

- учитывая опыт предыдущих лет, когда значительная часть средств пенсионных накоплений поступала в государственную управляющую компанию, объем предложения ей государственных сберегательных облигаций в 2006 году оценивается в размере до 50 млрд. руб. Указанные ГСО будут размещаться на длительные сроки (15 лет и более) и иметь рыночные ставки купонного дохода и доходности к погашению;

- до 3-5 млрд. руб. государственных сберегательных облигаций планируется предложить другим участникам рынка, имеющим право приобретать ГСО (негосударственным пенсионным фондам, страховым организациям, управляющим компаниям). В этом случае размещение будет осуществляться на аукционной основе. Срок обращения таких облигаций составит около 5 лет.

В ближайшие месяцы 2006 года процентная политика Минфина России, как и в прошлые годы, будет во многом определяться ситуацией на денежном и валютном рынках.

При этом, в течение 2006 года (также, как и в 2005 году) Минфин России проводит размещение на первичном рынке новых выпусков государственных ценных бумаг, купонные ставки по которым были рассчитаны исходя из условия размещения облигаций по цене, близкой к номиналу.

В 2006 году в условиях значительного объема чистого привлечения по государственным ценным бумагам (около 169,8 млрд. руб.), а также из-за снижения возможной экономии расходов за счет превышения цен размещения облигаций над номиналом и получения накопленного купонного дохода, расходы на обслуживание государственного внутреннего долга по государственным ценным бумагам составят 66,06 млрд. руб.

В течение января - мая 2006 года Минфин России осуществил привлечение за счет размещения государственных ценных бумаг на рынке госдолга в объеме 88,14 млрд. руб.

Погашение основной суммы долга по государственным ценным бумагам за указанный период составило 44,87 млрд. руб.

Таким образом, сальдо операций по государственным ценным бумагам за январь-май 2006 года составило 43,27 млрд. руб.

Проводимая Минфином России в 2006 году аукционная политика, предусматривающая размещение крупных индикативных выпусков государственных облигаций фиксированной длины (3, 5, 10, 15 и 30 лет) в заранее установленные даты, полностью себя оправдала. В течение января - мая 2006 года из объявленного объемаиндикативных выпусков ОФЗ в размере 94,0 млрд. руб. фактически было размещено 88,35 млрд. руб. или около 94% предложенных к размещению бумаг.

За первые пять месяцев 2006 года расходы на обслуживание государственного внутреннего долга, выраженного в государственных ценных бумагах, составили 18,77 млрд. руб.

В Программе государственных внутренних заимствований Российской Федерации на 2006 год на погашение иных долговых обязательств предусмотрены средства в сумме 41,9 млрд. руб.

В 2006 году в соответствии со статьей 104 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2006 год" предусмотрено увеличение ассигнований на компенсационные выплаты до 40 млрд. руб. или на 33,3% больше сумм 2005 года. Это позволит распространить норму, связанную с выплатой начавшейся в 2005 году повторной компенсации участникам и инвалидам Великой Отечественной войны, на всех граждан Российской Федерации по 1935 год рождения включительно, инвалидов I группы, либо лиц с III степенью ограничения способности к трудовой деятельности, родителей и опекунов детей-инвалидов и инвалидов с детства, а также по целевым вкладам (взносам) на детей и вкладам (взносам) на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и, кроме того, продолжить выплату компенсации из расчета остатка вклада (взноса) гражданам Российской Федерации в возрасте свыше 64 лет, или по 1942 год рождения включительно.

В 2006 году предварительная компенсация в размере 1 тыс.руб. с каждого вклада будет выплачиваться гражданам Российской Федерации по 1953 год рождения, инвалидам II группы независимо от года рождения, родителям, сыновья которых проходили военную службу по призыву и погибли (умерли) в период прохождения службы в мирное время.

За январь-май текущего года на компенсационные выплаты по дореформенным сбережениям граждан Минфином России перечислено 12,9 млрд. руб.

В 2006 году будет полностью завершено погашение задолженности по векселям Минфина России, предоставленным Центральному банку России.

В Программе государственных внутренних заимствований Российской Федерации на 2006 год предусмотрено возможное исполнение государственных гарантий Российской Федерации в сумме 1,3 млрд. руб.

Правительством Российской Федерации принято распоряжение о предоставлении государственных гарантий Российской Федерации на сумму 14,0 млрд. руб. по заимствованиям ОАО "Агентство по ипотечному жилищному кредитованию".

Наблюдательным советом ОАО "Агентство по ипотечному жилищному кредитованию" приняты соответствующие решения о размещении облигаций, обеспеченных государственными гарантиями Российской Федерации, Минфин России приступил к оформлению указанных государственных гарантий Российской Федерации.

В настоящее время Минфином России подготовлен и внесен в Правительство Российской Федерации проект постановления Правительства Российской Федерации "О порядке предоставления государственных гарантий Российской Федерации по заимствованиям, осуществляемым для обеспечения земельных участков инженерной инфраструктурой и модернизации коммунальной инфраструктуры в целях жилищного строительства".

Программа государственных внутренних заимствований Российской Федерации на 2007 год

Программа государственных внутренних заимствований Российской Федерации на 2007 год формировалась с учетом одобренной в апреле 2006 года Правительством Российской Федерации Долговой стратегии на 2007-2009 гг., предусматривающей:

- снижение государственного долга Российской Федерации к ВВП;

- замещение государственного внешнего долга внутренними заимствованиями;

- сохранение и развитие национального рынка государственных ценных бумаг.

В рамках дальнейшего развития рынка государственных ценных бумаг, Министерство финансов Российской Федерации ставит перед собой следующие задачи на 2007 год:

- сохранение присутствия государства на финансовом рынке в качестве заемщика;

- повышение ликвидности рыночной части государственного внутреннего долга, выраженного в государственных ценных бумагах;

- учет интересов различных групп инвесторов, в том числе участвующих в проведении пенсионной реформы, путем развития нескольких сегментов рынка государственных ценных бумаг.

Для реализации этих задач Министерство финансов Российской Федерации считает возможным увеличить в 2007 году на 60 - 70 млрд. руб. по сравнению с 2006 г. объем привлечения на внутреннем рынке за счет размещения государственных ценных бумаг при сохранении действующего в настоящее время порядка эмиссии государственных облигаций.

Минфин России исходит из необходимости одновременного развития двух сегментов рынка государственных ценных бумаг - рынка ГКО-ОФЗ и рынка ГСО. С этой целью, планируется увеличить в 2007 году объем рынка ГКО-ОФЗ на 145,0 - 160,0 млрд. руб. при объеме предложения ГСО 80,0-85,0 млрд. руб. Такая политика обеспечит последовательное развитие рыночной части долга, выраженного в государственных ценных бумагах, и инвестирование части пенсионных накоплений в государственные сберегательные облигации.

В 2007 году за счет размещения государственных пенных бумаг на внутреннем рынке планируется привлечь 305,94 млрд. руб. при погашении государственных ценных бумаг в размере 80,11 млрд. руб. Чистое сальдо по привлечению государственных ценных бумаг в 2007 году составит 225,83 млрд. руб.

При наличии профицитного бюджета и отсутствии достаточного спроса на краткосрочные гособлигации со стороны инвесторов Минфин России считает нецелесообразным осуществлять в 2007 году выпуск ГКО. Как представляется, потребность в краткосрочных инструментах в случае увеличения рублевого предложения может быть обеспечена операциями Банка России со своим портфелем государственных облигаций, а также путем выпуска облигаций Банка России (ОБР).

В 2007 году заимствования на рынке государственного внутреннего долга в основном будут носить средне- и долгосрочный характер.

Проведение в 2007 году консервативной политики в области внутренних заимствований позволит сохранить показатели доходности по государственным ценным бумагам на сформировавшемся в настоящее время уровне. Незначительный рост доходности по рублевым инструментам может быть вызван внешними по отношению к рынку госдолга факторами: колебание курса рубля к иностранным валютам, изменение объемов валютных резервов, корректировка цены на нефть, рост процентных ставок на долговых рынках за рубежом и т.д.

При планируемой доходности по краткосрочным инструментам (до 1 года) - до 5,00% и по среднесрочным и долгосрочным инструментам - до 6,60% и 7,25% соответственно, в 2007 году Минфин России планирует разместить по номиналу ОФЗ на сумму 227,0 - 232,0 млрд. руб. и ГСО - 80,0-85,0 млрд. руб. Таким образом, на средне- и долгосрочные заимствования в 2007 году будет приходиться около 97% от запланированного объема заимствований.

Согласно прогнозу и исходя из предложений Минфина России по привлечению и погашению на внутреннем рынке государственный внутренний долг, выраженный в государственных ценных бумагах, в 2007 году, увеличится с 1 032,12 млрд. руб. на начало 2007 года до 1256,71 млрд. руб. на начало 2008 года. В его составе сумма рыночной составляющей возрастет до 1000,68 млрд. руб.

В связи с увеличением государственных внутренних заимствований в 2007 году, а также ростом абсолютных размеров государственного внутреннего долга, выраженного в государственных ценных бумагах, расходы на его обслуживание также будут возрастать и составят в 2007 году 76,80 млрд. руб.

С учетом сохранения в среднесрочной перспективе (2007-2009 г.г.) тенденции к превышению заимствований на внутреннем рынке над погашением рублевых инструментов расходы по обслуживанию государственного внутреннего долга будут постепенно возрастать.

В Программе государственных внутренних заимствований Российской Федерации на 2007 год на погашение иных долговых обязательств предполагается направить средства в сумме 52,2 млрд. руб.

Увеличение компенсационных выплат по дореформенным сбережениям по сравнению с 2006 годом на 20% позволит обеспечить дальнейшее расширение возрастной категории владельцев гарантированных сбережений с целью увеличения суммы компенсации, получаемой гражданами, в первую очередь, пенсионерами, достигшими 60-летнего возраста и другими социально незащищенными категориями граждан.

Предполагается осуществить дополнительную (повторную) выплату компенсации в размере остатка вклада (взноса) гражданам с 1935 по 1942 год рождения, а гражданам с 1942 года по 1947 год, а также инвалидам I группы, родителям, сыновья которых проходили военную службу по призыву, и погибли в период прохождения службы в мирное время, начать выплату компенсации в двукратном размере имеющегося у них остатка вклада (взноса).

При этом с 2007 года предполагается отказаться от расширения возрастной группы граждан - владельцев гарантированных сбережений, которым предусмотрена выплата предварительной компенсации в размере до 1 тыс. руб., с тем, чтобы в 2008 году исключить этот вид компенсации как малоэффективный.

В случае смерти владельца вкладов (взносов), являвшегося на день смерти гражданином Российской Федерации, в 2007 году предусматривается продолжить выплату компенсации на оплату ритуальных услуг в размере до 6,0 тыс. руб.

В 2007 году будет продолжен выкуп имеющихся в наличии у граждан Российской Федерации Государственных казначейских обязательств СССР и сертификатов Сбербанка СССР.

На возможное исполнение государственных гарантий Российской Федерации, предоставленных в предыдущие годы, а также планируемых к предоставлению в 2007 году, предполагается предусмотреть средства в сумме 3,7 млрд. руб., в том числе по заимствованиям ОЛО "Агентство по ипотечному жилищному кредитованию" - 0,5 млрд. руб., по заимствованиям ФГУП "Космическая связь" - 0,6 млрд. руб., по заимствованиям ОАО "Российский банк развития" - 2,6 млрд. руб.

В 2007 году предполагается предоставление государственных гарантий Российской Федерации на сумму 59,0 млрд. рублей, в том числе по обязательствам страхования военных рисков, рисков угона и других подобных рисков ответственности авиаперевозчиков перед третьими лицами на сумму 25,5 млрд. руб. Данная гарантия учтена в соответствии с требованиями международной программы ИКАО по обязательному страхованию указанных рисков ответственности авиаперевозчиков.

Для развития ипотечного жилищного кредитования предусмотрено предоставление государственных гарантий Российской Федерации по заимствованиям ОАО "Агентство по ипотечному жилищному кредитованию" на сумму 16,0 млрд. руб. Указанные гарантии предусмотрены в рамках мероприятий по реализации национального приоритетного проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России", а также Концепцией развития унифицированной системы рефинансирования ипотечных жилищных кредитов в России, одобренной Правительством Российской Федерации.

Кроме того, в соответствии с Федеральной целевой программой "Жилище" на 2002-2010 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 г. N 675, предусматривается предоставление государственных гарантий Российской Федерации по заимствованиям, осуществляемым для обеспечения земельных участков инженерной инфраструктурой и модернизации коммунальной инфраструктуры в целях жилищного строительства на сумму 17,5 млрд. руб.

Об итогах исполнения Программы государственных внешних заимствований Российской Федерации за 2005 год и проекте Программы государственных внешних заимствований Российской Федерации на 2007 год Итоги исполнения Программы государственных внешних заимствований Российской Федерации за 2005 год

Сумма использования по кредитам (займам) международных финансовых организаций (МФО) составила 390,36 млн. долл. США (по утвержденному Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2005 год" перечню 1 Программы государственных внешних заимствований Российской Федерации на 2005 год - 952,42 млн. долл. США), т.е. сумма фактического использования составляет 41% от прогнозного объема использования средств займов.

Уменьшение суммы использования по займам МФО по отношению к объему, запланированному в федеральном бюджете, обусловлено, прежде всего, более медленными, чем планировалось, темпами расходования займов МФО и задержками в реализации ряда действующих проектов.

Проведены переговоры делегаций Российской Федерации и МБРР по соглашению о займе в рамках подготовки проекта "Развитие системы государственной регистрации прав на недвижимость".

Вступили в силу соглашения о займе по следующим проектам:

"Повышение инвестиционной привлекательности г.Казани" (сумма займа МБРР - 125 млн. долларов США)

"Модернизация и техническое перевооружение учреждений и организаций Росгидромета" (сумма займа МБРР - 80 млн. долларов США)

"Развитие системы государственного кадастрового учета объектов недвижимости" (сумма займа МБРР - 100 млн. долларов США)

"Завершение строительства комплекса защитных сооружений г.Санкт-Петербурга от наводнений" (сумма займа ЕИБ - 40 млн. долларов США)

"Завершение строительства комплекса защитных сооружений г.Санкт-Петербурга от наводнений" (сумма займа СИБ - 40 млн. долларов США)

"Информатизация системы образования" (сумма займа МБРР - 100 млн. долларов США)

"Экономическое развитие г.Санкт - Петербурга" (сумма займа МБРР -61,1 млн. долларов США)

В 2005 году завершено использование средств займов по проектам "Развитие финансовых учреждений", "Бюро экономического анализа" и "Правовая реформа".

Исполнение Программы государственных внешних заимствований Российской Федерации за 2005 год осуществлялось в соответствии с положениями законодательства Российской Федерации, а также с учетом бюджетного послания Президента Российской Федерации "О бюджетной политике на 2005 год".

Прогнозный объем использования кредитов правительств иностранных государств, банков и фирм, привлекаемых под гарантии Правительства Российской Федерации (далее - кредиты), был предусмотрен в размере, не превышающем 174,9 млн. долларов США. При этом фактический объем использования кредитов составил 142,8 млн. долларов США (82% от прогнозного объема).

Таким образом, недоиспользование кредитов составило 32,1 млн. долларов США (18% от прогнозного объема), что было обусловлено неисполнением рядом российских заказчиков ранее заявленных ими сроков реализации действующих проектов и другими факторами.

Обязательства федерального бюджета в рамках проектов, по которым Российской Федерацией предоставлены гарантии от некоммерческих рисков, в 2005 году не возникали. В соответствии с решением Совместной рабочей группы Правительства Российской Федерации и Всемирного банка от 30 марта 2005 года, ввиду отсутствия спроса угольных и лесных иностранных компаний на получение гарантий от некоммерческих рисков и прогресса в реализации гарантийной линии в лесной и угольной отраслях промышленности, Российская Федерация отказалась от гарантийной линии в лесной и угольной отраслях промышленности.

В целях реализации Концепции развития государственной финансовой (гарантийной) поддержки экспорта промышленной продукции в Российской Федерации, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 октября 2003 г. # 1493-р, Программой государственных внешних заимствований Российской Федерации на 2005 год было предусмотрено предоставление государственных гарантий Российской Федерации на поддержку экспорта на сумму 600 млн. долларов США.

В 2005 году предоставлены четыре государственные гарантии Российской Федерации на общую сумму 213,6 млн. долларов США.

На возможное исполнение государственных гарантий Российской Федерации, предоставленных в иностранной валюте, за счет внешних источников финансирования дефицита федерального бюджета в 2005 году было предусмотрено 50,0 млн. долларов США.

В связи с отсутствием гарантийных случаев и, соответственно, непоступлением в Минфин России требований бенефициаров исполнение государственных гарантий Российской Федерации в 2005 году не осуществлялось.

Программа государственных внешних заимствований Российской Федерации на 2006 год и результаты ее исполнения в январе - мае 2006 года

Федеральным законом "О Федеральном бюджете на 2006 год" утвержден общий объем целевых иностранных заимствований в размере 1.112,84 млн. долларов США, в том числе использование кредитов (займов) международных финансовых организаций (далее - займы) в размере 959,94 млн. долларов США и кредитов (займов) правительств иностранных государств, банков и фирм в размере 152,9 млн. долларов США.

В 2006 году необходимо обеспечить эффективную и ускоренную реализацию действующих проектов в установленные сроки, имея в виду их завершение в 2006-2008 годах. С этой целью Программой государственных внешних заимствований Российской Федерации на 2006 год установлен лимит использования займов МФО по действующим и готовящимся проектам в сумме 959,94 млн. долл. США. На 1 мая 2006 года фактическое использование средств займов МФО составило 80,96 млн. долларов США, что составляет 8,4 % от прогнозного объема использования средств займов на 2006 год.

Небольшие объемы расходов в начале года характерны для проектов, финансируемых с участием МФО. Это связано в значительной степени с сезонным характером осуществляемых в рамках проектов МФО работ, и обусловлено спецификой проектных процедур МФО, в соответствии с которыми в первой половине года осуществляются подготовительные мероприятия по заключению контрактов, а к концу года - расходование средств по заключенным контрактам. Кроме того, в январе - мае 2006 года имели место задержки с согласованием планов закупок, во многом связанные с недостаточно оперативной деятельностью Групп реализации проектов и федеральных органов исполнительной власти по подготовке планов закупок и смет расходов на 2006 год.

По проектам "Развитие финансовых учреждений" и "Правовая реформа", датой закрытия по которым установлено 31 декабря 2005 года, в январе - апреле 2006 года осуществлено финансирование только для оплаты завершенных до конца 2005 года контрактов, расходов по аудиту и минимальных операционных расходов, связанных с закрытием специальных и проектных счетов, предоставлением отчетности в МФО, и др. Процедура оплаты указанных расходов в течение 4 месяцев после завершения проекта предусмотрена правилами Международного банка реконструкции и развития и Европейского банка реконструкции и развития.

В апреле 2006 года проведены переговоры делегаций Российской Федерации и Европейского банка реконструкции и развития по Соглашению о займе для финансирования компонента по теплоснабжению проекта "Реконструкция системы водоснабжения и охрана окружающей среды г. Калининграда''.

Программой государственных внешних заимствований Российской Федерации на 2006 год предусмотрено финансирование двух новых проектов "Инфраструктура особых экономических зон", "Развитие рынка информационных технологий в России" и не планируется привлечение финансовых займов от МФО. Вышеуказанные проекты предполагается реализовывать при условии повышенной доли финансирования проекта из федерального бюджета. При этом сумма займа МФО составит не более 10% от общей стоимости проекта.

Анализ хода исполнения Программы государственных внешних заимствований Российской Федерации на 2006 год показывает, что использование кредитов за январь - май 2006 года составило 56,3 млн. долларов США (37% от прогнозного объема).

Исполнение Программы государственных внешних заимствований Российской Федерации на 2006 год осуществлялось с учетом основных направлений долговой политики на текущий и предстоящие годы, предусматривающих полный отказ от привлечения Российской Федерацией новых "связанных" кредитов правительств иностранных государств и ускорение реализации действующих проектов, финансируемых за счет ранее привлеченных кредитов.

В этой связи фактически прекращена практика продления сроков действия индивидуальных кредитных соглашений (Российская академия наук, ФСБ России, ФСО России), а также аннулируются неиспользованные остатки кредитов по кредитным соглашениям, заключенным Внешэкономбанком с иностранными банками на финансирование проектов, предусмотренных Программой государственных внешних заимствований Российской Федерации на 2006 год.

В Программе государственных внешних заимствований Российской Федерации на 2006 год предусмотрено предоставление гарантий от некоммерческих рисков под контргарантии МБРР по проектам "Наземный старт" и "Строительство глиноземно-алюминиевого комплекса в Республике Коми". Обязательства федерального бюджета в рамках проектов, по которым Российской Федерацией предоставлены гарантии от некоммерческих рисков, в 2006 году не возникали.

В Программе государственных внешних заимствований Российской Федерации на 2006 год на поддержку экспорта российской промышленной продукции предусмотрено предоставление государственных гарантий Российской Федерации на общую сумму 1,0 млрд. долларов США.

26 мая 2006 г. в Правительство Российской Федерации внесен в установленном порядке проект постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации "О порядке предоставления в 2005 году государственных гарантий Российской Федерации для оказания государственной поддержки экспорта промышленной продукции", регламентирующий порядок предоставления государственных гарантий Российской Федерации на поддержку экспорта в 2006 году.

По состоянию на 1 июня 2006 г. государственные гарантии Российской Федерации по данному направлению не выдавались.

О проекте Программы государственных внешних заимствований Российской Федерации на 2007 год

Проект Программы государственных внешних заимствований Российской Федерации на 2007 год подготовлен в соответствии со статьей 108 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

При формировании проекта Программы государственных внешних заимствований Российской Федерации на 2007 год Минфин России руководствовался перспективным финансовым планом Российской Федерации на 2007-2009 годы и основными направлениями долговой политики в отношении международных банков развития (МБР), одобренными Правительством Российской Федерации 20 апреля 2006 года, а именно:

1) преимущественное привлечение консультационно-аналитического и экспертного содействия МБР в реализации социально-экономических реформ без осуществления суверенных заимствований, в том числе за счет грантовых средств, средств операционного бюджета МБР и других механизмов. В среднесрочной перспективе возможен, в частности, переход на механизм отложенного финансирования, который позволит финансировать проекты в полном объеме из федерального бюджета при консультационном содействии со стороны МБР. При этом, в случае изменения макроэкономической ситуации, указанный механизм должен предусматривать возможность предоставления Российской Федерации необходимого объема заемных средств для обеспечения бесперебойного финансирования реализуемых совместно проектов;

2) осуществление минимальных суверенных заимствований у МБР для обеспечения консультационно-аналитического, экспертного и иного содействия России в реализации социально-экономических реформ;

3) расширение практики привлечения заимствований МБР без суверенных гарантий для финансирования окупаемых коммерческих проектов, в том числе дальнейшее увеличение портфеля частных проектов, реализуемых Международной финансовой корпорацией (МФК), Многосторонним агентством гарантирования инвестиций (МАГИ) и Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР);

4) создание условий для прямого кредитования МБР субъектов Российской Федерации и муниципальных образований или под их гарантии без привлечения суверенных гарантий со стороны государства, включая прямое кредитование Муниципальным фондом МФК субъектов Российской Федерации при условии соблюдения субъектами Российской Федерации показателей кредитоспособности и качества управления бюджетом, и других требований, установленных бюджетным законодательством.

В рамках реализации вышеуказанных направлений долговой политики в отношении МБР по ряду проектов предполагается провести консультации с МБР об уменьшении объемов заимствований. При этом имеется ввиду частичное замещение займов МБР российским софинансированием и максимально возможное увеличение доли софинансирования в общем объеме проектных расходов. Это позволит минимизировать расходы федерального бюджета, связанные с обслуживанием займов и их сопровождением, и в то же время максимально эффективно реализовать проекты, соответствующие приоритетам социально-экономического развития России. Предусматривается финансирование двух новых проектов, имеющих общегосударственное значение, "Развитие системы государственной статистики - 2" и "Развитие микрофинансирования в России", которые, как и проекты "Содействие созданию и развитию особых экономических зон в Российской Федерации", "Развитие рынка информационных технологий в России", предполагается реализовывать при условии повышенной (не менее 90% от стоимости проектов) доли финансирования из федерального бюджета.

В соответствии с перспективным финансовым планом на 2007-2009 годы с целью завершения действующих проектов в установленные сроки в 2007 году определен лимит использования займов по действующим и готовящимся проектам в сумме 718,045 млн. долл. США. Объемы предполагаемого использования средств займов по проектам в 2007 году сформированы на основе планов закупок товаров, работ и услуг по проектам МБР в соответствии с условиями Соглашений о займе между Российской Федерацией и МБР.

В 2006 году предполагается завершить проекты: "Поддержка реформы в электроэнергетическом секторе", "Развитие системы государственной статистики", "Реформа системы образования", "Развитие транспортной инфраструктуры в г.Москве". По данным проектам в 2007 году предусмотрено только финансирование в части оплаты завершенных до конца 2006 года контрактов, расходов по аудиту и минимальных операционных расходов, связанных с закрытием специальных и проектных счетов, предоставлением отчетности в МБР, и др. Процедура оплаты указанных расходов в течение 4 месяцев после завершения проекта предусмотрена правилами Международного банка реконструкции и развития и Европейского банка реконструкции и развития.

Объем обязательств по заимствованиям кредитов, привлекаемых под гарантии Правительства Российской Федерации, в 2007 году (140,3 млн. долл. США) сокращен по сравнению с аналогичным показателем 2006 года (620,7 млн. долл. США) на 342%, а по сравнению с аналогичным показателем 2005 года (976,2 млн. долл. США) - на 596%.

Использование кредитов предусмотрено проектом Программы государственных внешних заимствований Российской Федерации на 2007 год в объеме 44,7 млн. долл. США, что почти в 3,4 раза меньше аналогичного показателя 2006 года (152,9 млн. долл. США) и почти в 4 раза меньше аналогичного показателя 2005 года (174,9 млн. долл. США).

Таким образом, проводимая в настоящее время Минфином России работа по исполнению Программы государственных внешних заимствований Российской Федерации на 2006 год позволит завершить использование "связанных" кредитов уже в 2007 году, то есть на 2 года раньше срока, установленного основными направлениями долговой политики на 2007-2009 годы. Такой сценарий будет способствовать ускорению принятия решения о повышении оценок России в рамках системы экспортных кредитов и представления гарантий Организации экономического сотрудничества и развития.

В проекте Программы государственных внешних заимствований Российской Федерации на 2007 год предусмотрено предоставление гарантий от некоммерческих рисков под контргарантии Международного банка реконструкции и развития по проектам "Строительство глиноземного завода в Республике Коми" и "Программа формирования технологического резерва мощностей по производству электрической энергии" на сумму 90,00 млн. долл. США. В соответствии с решением Совместной рабочей группы Правительства Российской Федерации и Всемирного банка от 16 июня 2005 года, ввиду отсутствия прогресса в подготовке гарантийной линии, принято решение об отказе от предоставления гарантии от некоммерческих рисков по проекту "Наземный старт".

Проектом программы государственных внешних заимствований Российской Федерации на 2007 год предусмотрено предоставление государственных гарантий Российской Федерации на общую сумму 1 млрд. долл. США.

На возможное исполнение государственных гарантий Российской Федерации, предоставленных в предыдущие годы, а также планируемых к предоставлению в 2007 году, в источниках внешнего финансирования дефицита федерального бюджета предполагается предусмотреть средства в объеме 158,3 млн. долл. США.

2. Об итогах исполнения Программы предоставления Российской Федерацией государственных кредитов иностранным государствам, их юридическим лицам за 2005 год и проекте программы предоставления Российской Федерацией государственных кредитов иностранным государствам, их юридическим лицам на 2007 год

Итоги исполнения Программы предоставления Российской Федерацией государственных кредитов иностранным государствам, их юридическим лицам на 2005 год

Всего в 2005 году из федерального бюджета на реализацию Программы предоставления Российской Федерацией государственных кредитов иностранным государствам, их юридическим лицам на 2005 год (далее - Программа на 2005 год) было выделено 13,689 млрд. руб., что составило 62,6% от утвержденной Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2005 год" предельной суммы.

Исполнение Программы на 2005 год

(млн. долл. США)

 

Страна-заемщик

Расходы федерального бюджета на 2005 г.

Закон

Фактическое исполнение

Республика Болгария

12,45

8,898

Социалистическая Республика Вьетнам

30,00

30,000

Республика Индия

436,66

265,914

Китайская Народная Республика

38,91

29,557

Республика Куба

60,00

-

Республика Белоруссия

146,00

146,000

Военно-техническое сотрудничество

43,67

-

ИТОГО

767,69

480,369

Программа предоставления Российской Федерацией государственных кредитов иностранным государствам, их юридическим лицам на 2006 год и результаты ее исполнения

Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2006 год" предел ассигнований федерального бюджета на реализацию Программы предоставления государственных кредитов иностранным государствам, их юридическим лицам на 2006 год (далее - Программа на 2006 год) утвержден в сумме до 21,3 млрд. руб., эквивалентной 746,023 млн. долл. США.

По состоянию на 1 июня 2006 года из федерального бюджета было выделено на указанные цели 2.439,4 млн. руб.

Ожидаемая сумма платежей в пользу российских поставщиков на поставку оборудования и оказание услуг в счет предоставляемых в 2006 году Российской Федерацией кредитов иностранным государствам составит около 84% от установленной Федеральным законом от 26.12.2005 # 189-ФЗ предельной суммы ассигнований на реализацию Программы на 2006 год.

Оценка исполнения Программы на 2006 год (по данным российских поставщиков)

(млн. долл. США)

 

Страна-заемщик

Расходы федерального бюджета на 2006 г.

Закон

Фактическое исполнение на 01.06.2006

Оценка исполнения в
2006 г.1

Республика Болгария

3,262

2,831

5,701

Социалистическая Республика Вьетнам

44,780

8,634

43,470

Республика Индия

422,191

74,806

389,681

Китайская Народная Республика

28,290

1,785

38,290

Республика Куба

147,500

-

50,000

Военно-техническое сотрудничество

100,000

-

100,000

ИТОГО

746,023

88,056

627,142

Проект Программы предоставления Российской Федерацией государственных кредитов иностранным государствам, их юридическим лицам на 2007 год

Программа предоставления Российской Федерацией государственных кредитов иностранным государствам, их юридическим лицам на 2007 год (далее - Программа на 2007 год) составлена с учетом необходимости завершения действующих проектов и выполнения Россией принятых обязательств в рамках действующих межправительственных договоренностей (Вьетнам, Индия, Китай, Болгария), а также в целях оказания государственной финансовой поддержки экспорта промышленной продукции в отраслях, где сохраняется высокий уровень конкурентоспособности отечественной продукции. При этом условия предоставления новых государственных кредитов учитывают текущие платежные возможности иностранных заемщиков.

Предоставление государственных кредитов иностранным государствам, их юридическим лицам по межправительственным соглашениям (договорам), заключенным с 1 января 2003 года, будет осуществляться в 2007 году при условии исполнения иностранными государствами обязательств по ранее предоставленным Российской Федерацией кредитам.

Основными направлениями экономического сотрудничества, в рамках которых планируется предоставление государственных кредитов, являются:

- атомная энергетика (Китай, Индия, Болгария) - 67% от общего объема предоставляемых кредитов в 2007 году;

- тепло - гидроэнергетика (Вьетнам) - 6,6% от общего объема;

- прочие объекты, товары, услуги (Куба) - 6,6% от общего объема;

- военно-техническое сотрудничество с иностранными государствами -19,8%) от общего объема.

Объемы финансирования участия российских организаций в реализуемых проектах определены на основе бюджетных заявок о финансировании поставок продукции в счет государственных кредитов, предоставленных Российской Федерацией иностранным государствам.

3. О проекте федерального закона "О внесении изменения в статью 17 Федерального закона "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних"

В Федеральном законе "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" определяются функции и назначение органов по делам молодежи и их учреждений, дается перечень учреждений органов по делам молодежи, действующих в Российской Федерации.

В указанном законе определена следующая типология учреждений: социально - реабилитационные центры для подростков и молодежи, центры социально - психологической помощи молодежи, центры профессиональной ориентации и трудоустройства молодежи, молодежные клубы и иные учреждения органов по делам молодежи в соответствии с уставами указанных учреждений или положениями о них.

Стремительное развитие системы учреждений органов по делам молодежи (региональных и муниципальных) потребовало соответствующего закрепления этого явления на уровне федерального законодательства.

Законопроектом предлагается установить, что деятельность государственных и муниципальных учреждений органов по делам молодежи регулируется Типовым положением об учреждениях органов по делам молодежи, утверждаемым Правительством Российской Федерации, и разрабатываемыми на его основе уставами этих учреждений или положениями о них.

Утверждение на федеральном уровне Типового положения об учреждениях органов по делам молодежи позволит наиболее качественно решать поставленные задачи, увеличит поле деятельности, повысит степень охвата молодежи, нуждающейся в социальных услугах. Все это будет способствовать расширению сети подобных социальных учреждений, так как потребность в таких учреждениях чрезвычайно велика.

4. О проекте федерального закона "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации (в части обеспечения доступности высшего профессионального образования для граждан, проходивших в течение не менее трех лет военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах на воинских должностях, подлежащих замещению солдатами, матросами, сержантами, старшинами, а также в части обеспечения доступности среднего профессионального и высшего профессионального образования для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту (за исключением офицеров), непрерывная продолжительность военной службы по контракту которых составляет не менее трех лет)"

Проект федерального закона направлен на обеспечение доступности высшего образования для лиц, добросовестно отслуживших не менее трех лет по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации и иных воинских формированиях на воинских должностях солдат, матросов, сержантов, старшин и уволенных с военной службы по основаниям, предусмотренным соответствующими пунктами статьи 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", а также на приведение Закона Российской Федерации "Об образовании" и Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" в соответствие с абзацем вторым пункта 2 статьи 19 Федерального закона "О статусе военнослужащих".

Реализация преференций, предоставляемых в сфере высшего профессионального образования лицам, прослужившим определенный срок по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, требует законодательного оформления.

Настоящим законопроектом предлагается предоставить данной категории лиц право обучения на подготовительных отделениях вузов за счет бюджетных средств, определить порядок создания и функционирования таких подготовительных отделений, конкретизировать льготы, предоставляемые при поступлении в вуз (в частности, установить внеконкурсный прием в федеральные государственные образовательные учреждения высшего профессионального образования для обучения по программам высшего профессионального образования при условии успешной сдачи вступительных испытаний), установить для них повышенный размер стипендии при обучении на подготовительных отделениях и по очной форме получения образования. В целях исключения случаев не продления военнослужащими, отслужившими 3 года, контрактов о прохождении военной службы, стипендия установлена в размере, не превышающем средний месячный оклад денежного содержания указанной категории военнослужащих, который по расчетам Минобороны России составляет 2080,7 рублей.

Перечисленные меры социальной поддержки предполагается предоставить отслужившим установленный срок по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, а также в пограничных войсках, во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации, войсках гражданской обороны, инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти, Службе внешней разведки Российской Федерации, органах федеральной службы безопасности, федеральном органе специальной связи и информации, федеральных органах государственной охраны, федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации, воинских подразделениях Государственной противопожарной службы МЧС России.

Принятие предлагаемого законопроекта повысит привлекательность для молодежи военной службы по контракту на должностях рядового и сержантского состава, обеспечит социальную защиту в сфере образования граждан, добросовестно выполнивших свои обязанности воинской службы, будет способствовать ускорению формирования Вооруженных Сил Российской Федерации на контрактной основе. Реализация законопроекта потребует выделения дополнительных средств из федерального бюджета на стипендиальное обеспечение.

 

 





наверх ^



обратная связь ProDemo © 2002 - 2004. All rights.